Клуб для пользователей ручных компьютеров
Песочница .:. Библиотека .:. Что я делаю с КПК
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 

Я играю в шахматы: ChessGenius против Pocket Fritz (II партия)
Владимир Хорт a.k.a. VKhort

Партия 1 2 3 4 5 6

Вторая партия матча состоялась через несколько дней. Обе программы имеют возможность подсказки, при которой показывается рекомендуемый ход. Удобная вещь, но не дальше дебюта. На мой взгляд, освоение дебютов при переключении между программами эффективнее — ожидание того, какой ход сделает соперник, интригует, и лучше проникает в память.

В этот раз была разыграна защита четырех коней:

Ход Pocket Fritz ChessGenius
1 e4 e5
2 K c3 K c6
3 K f3 K f6

4 C b5 K d4
5 C c4 C c5
6 K:e5 Ф e7

По моему, в теории брать пешку на e5 не рекомендуется — черные почти сразу могут отыграть пешку, связывая ферзем фигуры на вертикали «e». Пока белые уводят своего короля с этой вертикали, пешка отыгрывается.

7 K f3 d5
8 K:d5 Ф:е4 +
9 К е3 К:f3 +

Нет, подумать только — программа жертвует пешку на девятом ходу. Я не знаю, насколько оправдана такая жертва в шахматной теории, но выглядело это интригующе.

На девятом ходу программы стали задумываться — скорее всего, их библиотеки дебютов содержат справочную информацию, в среднем до девятого хода. Дальше начинают действовать алгоритмы и оценочные функции.

10 Ф:f3 Ф:f3
11 gf 0 — 0
12 b3 C d4

Задача черных, когда играют живые соперники, состоит в том, чтобы добиться ничьей. У программ все иначе — каждая из них стремится после каждого хода увеличить числовое значение оценки своей позиции. То, что получилось на доске после 12 хода, позволяет судить о пристрастии ChessGenius к острой комбинационной игре. Эта программа готова за активную позицию идти на вполне разумные жертвы.

13 с3 С e5
14 C a3 Л e8

У черных нет видимого преимущества за пешку. Их позиция выглядит активнее, пешечная структура, в отличие от белых, сбалансирована, но нет уверенности, что этого достаточно за жертву. Пешечная структура белых, наоборот, нарушена, сдвоенные пешки требует постоянного внимания, и надо играть довольно точно, чтобы реализовать свое преимущество.

15 0 — 0 С f4
16 Лf e1 С e6
17 d4 C:c4
18 bc b6

Пешечная структура белых стала еще хуже — в ней уже 4 «островка». Но у них по прежнему лишняя пешка. Структура пешек так нарушена, что PocketFritz может позволить себе ставить свои активные фигуры на позиции, где их обмен может привести к восстановлению этой самой структуры.

19 K g4 K d7
20 Л d1 h5
21 K e3 c5

Вот-вот. Это именно тот самый стиль, за который я так ценю ChessGenius. Смело, вперед, заставляя соперника постоянно защищаться, ограничивая подвижность его фигур. Но PocketFritz это не заурядный шахматист московской подземки, он контратакует:

22 K d5 C d6
23 C c1 Лa c8
24 Л:e8 + Л:e8
25 K e3 C f4
26 Kp g2 Kp h7

В дело вступают короли. Белые удерживают позицию, вынуждая черных к невыгодному для них размену — лишняя пешка в эндшпиле более сильное преимущество, чем в середине игры.

27 h4 g6
28 d5 C e5
29 C b2 C f6

Опять слон белых занял защитную позицию — небольшой позиционный минус:

30 Kp g3 Kp g7
31 f4 a6
32 Л e1 Л e4
33 f3 Л e7
34 f5 g5

Шахматы — не шашки, есть не обязательно...

35 hg C:g5
36 f4 C h6

Мне казалось, что ChessGenius сыграет слоном на f6: — как еще ему в этой ситуации было защищать пешку на h5? ChessGenius много времени тратит на «обдумывание» —его 36-го хода пришлось ждать 15 секунд.

37 Kp f3 K f6
38 Л h1 Л e8
39 C a3 Kp h8
40 Л b1 К d7

Защищать пешку ходом ладьи на b8 нельзя — белый слон просто возьмет пешку на с5.

41 K f1 C g7
42 K g3 C:c3
43 K:h5 C d4

Можно сказать, что белые произвели выгодный обмен. Все-таки пешка черных была проходной. Но слон черных занял активную позицию, откуда его придется долго выживать. К тому же белым надо защищаться от неприятного шаха ладьей на e3.

44 С с1 Л e1
45 K g3 Kp g8
46 a3 Kp h6
47 d6 Л g1
48 a4 Л е1

Кажется, соперники выжидают, кто первый ошибется. Белые раньше могли сразу сыграть на а4, черная ладья ходит с поля на поле, не желая отдавать первую горизонталь.

49 Kp g4 Kp g7
50 Kp f3 Kp f6
51 a5  

И чего было не двинуть белую пешку вперед ходом раньше?

51   ba
52 Л b7 Л:c1
53 Л:d7 Kp g7
54 K h5+ Kp h6
55 Л:f7 Л d1

Роли поменялись — теперь PocketFritz жертвует пешки и фигуры, продвигаясь в ферзи. Но ChessGenius потерял аппетит — надо же что-то предпринять, чтобы не дать сопренику поставить ферзя.

56 Кр e2 Л b1
57 K f6 Л b2 +
58 Kp d3 C:f6

Жадный PocketFritz не хочет отдавать своего коня — он лучше ладью пожертвует.

59

Л:f6 + Кр g7
60 d7 Л b8
61 Л d6 Л d8
62 Kp e4 а4
63 Кр d5 a3
64 Kp e6 Kp f8
65 Л:a6 Л b8

По моему все уже ясно, у черных больше не остается шансов... Они еще находят интересный ход, но после тихого, но точного ответа белых партия окончательно проиграна.

66   f6
67 а2 Л с6
68 Кр g8 Л с8 +

Здесь я решил остановить партию — результат сомнений не вызывает, PocketFritz одержал заслуженную победу, счет в матче стал 1:1.

Партия 1 2 3 4 5 6

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
© 2001 Зоопарк ручных компьютеров
Rambler'sRambler's Top100