![]() |
![]() |
![]() |
Песочница .:. События .:. 28 ноября 2001. Шестая московская Песочница. Выступление Александра Мурадяна | ||||||||||||||||||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Прожорливые малыши, или во сколько обходится владение
карманным компьютером И зачем корпоративному пользователю карманный компьютер? Вроде настольные компьютеры на пару с ноутбуками проблемы только и генерируют. Вынесет ли Боливар, читай, корпоративная информационная система троих? Несмотря на различие в весоростовых характеристиках между карманными компьютерами (КПК) и их более могучими собратьями в виде ноутбуков и настольных компьютеров, проблем микроскопические плоды компьютерной эволюции генерируют не меньше. Вне зависимости от начальной стоимости карманный компьютер потребует еще немалую толику денежных средств. Ведь необходимо организовать его взаимодействие с корпоративной ИС, следить за тем, чтобы происходило все это без потерь данных, времени и нервов. Нелегкий путь правды Casio: Отказались комментировать итоговый
результат, выразив свое удивление чрезвычайно высокими расходами на операции
конечного пользователя. Плохой мир лучше хорошей войны Итак, от судьбы Psion вернемся к данным, вызвавшим столь резкий отклик. По правде говоря, не совсем понятно, что из полученных данных так выбивается из имеющихся на сегодняшний день данных по стоимости владения информационными технологиями. В таблице даны результаты оценки стоимости владения в процентном соотношении для карманных компьютеров, ноутбуков и обычных настольных компьютеров. Таблица: Сопоставление стоимости владения КПК, ноутбуков и настольных
компьютеров (по данным Gartner Group)
Эти цифры слагаются из четырех основных компонент:
Как видно из приведенной таблицы, расходы на конечного пользователя в процентном соотношении меньше для карманных компьютеров, чем для их более могучих собратьев. Вызвано это не столько их простотой в обслуживании и поддержке, сколько оказывает влияние тот факт, что большинство карманных компьютеров все же остаются вне внимания ИТ-подразделений. Это подверждает и результаты опроса, проведенного все той же Gartner Group. Gartner Group провела опрос среди сотрудников 750 американских компаний: Сколько времени тратит Ваша служба поддержки на КПК при сравнении с настольными компьютерами и «большими» мобильными устройствами (ноутбуками)? Нет поддержки КПК 52% Итог следующий: Большинство компаний не осуществляют, а возможно и не хотят пока осуществлять поддержку для высококвалифицированных обладателей карманных компьютеров. Основная проблема в том, что в традиционной бухгалтерской практике (в США), активы, имеющие стоимость менее $1 000 не обязаны включаться в систему управления активами. Кроме того, служба технической поддержки не заинтересована в осуществлении поддержки малоценных мобильных активов. Зачем осуществлять обслуживание того, что в принципе находится вне учтенных ИТ-активов и способно генерировать проблемы, которых и без них хватает? КПК может иметь низкую начальную стоимость, но когда в него загружаются ценные и конфиденциальные корпоративные данные, его стоимость возрастает экспоненциально, представляя критический актив с минимальной защитой с точки зрения получения информации конкурентами, либо его потери. Конечно, можно застраховать мобильный актив от всех мыслимых и немыслимых случаев, но и в этом случае компания несет дополнительные расходы, которые сводят на нет плюсы использования КПК. Между тем компании, которые наплевательски относятся к поддержке КПК как актива, ждет целый букет проблем. Gartner считает, что может произойти рост общей стоимости владения на 30-40 процентов (вероятность 0.9), как только 15 процентов корпоративных данных будут использоваться в этих устройствах. Сколько реально стоит корпоративный КПК? В первом случае большинство ИТ-служб поддержки отказывается поддерживать работоспособность КПК, мотивируя его отсутствие в активах компании и дополнительных издержках на поддержание его работоспособности и интеграции в корпоративную ИС. Большинство пользователей научилось обходиться собственными силами, однако это оказывает существенное влияние на увеличение стоимости времени выполнения корпоративных задач и соответственно, увеличивает общую стоимость владения. Учитывая недостаточное вовлечение ИТ-служб в поддержку КПК, и некоторые проблемы с распознаванием затрат на самоподдержку, осуществляемую пользователями, существуют определенные трудности с полностью достоверной оценкой пользовательской активности. Общая стоимость владения для КПК в 2000 году составила $2 693 для Palm-устройств и $2 791 для Windows CE-устройств. Причем, затраты на систему поддержки пользователей составляют ежегодно $500 при стоимости КПК в $450. Расходы на действия конечного пользователя составляют в среднем от 30 до 40 процентов от всех расходов, главным образом из-за времени и затрат на осуществление синхронизации и обмена данными с настольными компьютерами и серверами. Расходы на синхронизацию могут составлять до $1 030 в год на каждого пользователя. Кроме того, следует учитывать и стоимость потерянного оборудования и данных. Добавьте также и стоимость простоя, в том числе то время, когда пользователь «играется» с КПК. И еще существуют существенные различия в стоимости владения, также связанные с квалификацией пользователя КПК. Разница между типичным офисным пользователем и пользователем высокой квалификации (по градации все той же Gartner) может составлять до $1 000, колеблясь между $2 000 и $3 000. В итоге получится, что позиции КПК, как нового ИТ-актива весьма слабы и на первый взгляд перспектив никаких. При этом на увеличение стоимости владения влияет и вывод на рынок новых моделей и рост продаж КПК, которые не всегда готовы для использования в корпоративной информационной системе. Как результат начальные расходы на интеграцию КПК с информационные системы и отсутствие быстрой отдачи из-за непродуманности интеграции приводят к разочарованию в КПК. Проблемы, проблемы... Например, потеря важных данных компании при следующих сценариях: Сценарий первый: Работники, работающие удаленно от центрального офиса компании, не возвращают КПК и уничтожают информацию в случае перемены места работы или увольнения. Сценарий второй: Потеря работниками мобильных активов в процессе путешествия. По данным все той же Gartner Group, более чем 266 тыс. сотовых телефонов и КПК будут утеряны в 50 крупнейших аэропортах в течение 2001 года (вероятность 0,8), и только от 25 до 30 процентов (вероятность 0,8) будут возвращены из-за невозможности быстрой идентификации и определения владельцев. На каждом мобильном активе будут иметься данные, в результате утраты которых компания потеряет от $2 500 до $3 000. Если бы эти устройства имели систему идентификации данных и связи с центральной службой сервиса, стоимость утраты возможно было бы снизить вполовину. Конец начала или начало конца? Если сравнивать TCO КПК с TCO ноутбука, как наиболее близкого по идеологии корпоративного ИТ-актива например, то на первый взгляд КПК явно более привлекателен. Сравните, до $2 790 в год для КПК и $11 746 в год для ноутбука. Но прямое сопоставление было бы некорректным. Почему? Потому, что КПК привносят новый уровень проблем в общую ИТ-инфраструктуру. Связано это со следующими факторами. Совместимость: Неполная совместимость даже Windows CE с другими ОC этого же семейства (Windows), не говоря об ОС конкурентов. Безопасность: Множество стандартных решений по безопасности не в состоянии работать с КПК из-за ограниченности их ресурсов. Учитывая вал киберпреступлений, это проблема из проблем. Обучение: Служба поддержки очень редко проходит профессиональное обучение, чтобы осуществлять поддержку КПК в общей корпоративной среде. Зачем учиться экзотике? Недостаточность приложений: Слишком мало корпоративных приложений разработано, чтобы воспользоваться преимуществами этих технологий. Этот кстати, серьезный фактор, погубивший не одну перспективную и хорошо разработанную технологию. Ноутбук стадию рождения и недоверия уже прошел. И завоевал свое место под солнцем в борьбе с настольными компьютерами. Очередь за КПК. Но... Фактически, потенциальные выгоды от использования КПК легко могут перевесить фактор стоимости владения. А информация по стоимости владения служит лишь ключом к пониманию того, как недорогое и простое на первый взгляд решение может генерировать существенное увеличение расходов на информационную систему. Если компания рассматривает КПК как элемент корпоративной информационной системы, всегда надо иметь в виду и оценивать все факторы стоимости. Иначе, ждите проблемы. Воровство, промышленный шпионаж и человеческую глупость пока никто не отменил. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
![]() |