Клуб для пользователей ручных компьютеров
Песочница .:. Библиотека .:. Что я делаю с КПК
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
Владимир Хорт  

Я играю в шахматы: ChessGenius против Pocket Fritz
Владимир Хорт a.k.a. VKhort

Об авторе: родился в 1958 году, образование высшее, окончил МГУ, ф-т ВМиК, программист, иногда математик, любит компьютерные игры.
КПК — Casio Cassiopeia Е-200.
ICQ 37008536

Партия 1 2 3 4 5 6

Итак, свершилось! Наконец-то на моем карманнике (Casio E-200) установлены две шахматных программы ChessGenius ($25) и Pocket Fritz ($50). Вторая программа ассоциируется с наиболее сильной на сегодня шахматной программой Deep Fritz, играющей на IBM-совместимых компьютерах. Но какая программа лучше сыграет на КПК, причем не в режиме 2 часа на 40 ходов, а в режиме, который наиболее интересен среднему пользователю КПК? Я сыграл 6 партий, которые и опишу в шести статьях.

Итак, программам были выставлены следующие настройки:

ChessGenius PocketFritz
ChessGenius PocketFritz

Соперники разыграли Французскую защиту (да простят меня знатоки шахмат — в названиях дебютов я могу ошибиться):

Ход ChessGenius PocketFritz
1 d4 e6
2 e4 d5
3 К с3  

3   C b4
4 e5 K c7
5 C d2 c5
6 a3 C c3
7 C:c3 b6
8 b4 Ф c7

До девятого хода программы, по сути занимались расстановкой позиции — ходы делались стремительно. Первым, на девятом ходу задумался ChessGenius и потратил на это 5 сек:

PocketFritz не остался в долгу — на ответ он потратил 7 сек.

  9 dc bc
10 K f3 cb
11 K:b4 0 — 0
12 C d3 a5
13 C:e7 Ф:e7
14 c4 dc
15 C:c4 Л d8
16 Ф b3 K a6
17 0 — 0 K c5
18 Ф e3 C b7
19 Л e1 C d5
20 Ф f4 C:c4
21 Ф:c4 Л c8
22 Л c1 Ф d7

До 23 хода партия носила довольно скучный характер — соперники обменивались ходами, не пытаясь активизировать позицию. Я думал, что дело идет к ничьей, когда ChessGenius начал наконец делать попытки активизировать игру.

23 Ф h4 a4
24 C g5 h6

Позиция после 24 ходов у PocketFritz на мой взгляд была несколько лучше — далеко продвинутая пешка на ферзевом фланге, слабая, но угроза мата. ChessGenius не имел особых шансов на улучшение своей ситуации, ему надо было удерживать свою пешку на a3, а слабая попытка давления на короля черных не имела особых шансов на успех. Честно говоря, проигрывая постоянно ChessGenius я испытывал некоторое злорадство — получи, нарвался на соперника, который не делает зевков...

25 K f3 Ф b5
26 Л b1 Ф e2
27 h3 Ф a2
28 Лb a1 Ф e2

После 28 хода я решил, что ChessGenius сейчас предпримет попытку к повторению ходов и партия закончится ничьей. Я даже начал испытывать некоторую жалость к несчастной программе — все-таки она не виновата, что я ей постоянно проигрываю. Но к чести ChessGenius он продолжил борьбу. Последовала жертва центральной пешки.

29 К d4!
(за волю
к победе)
Ф:e5

Наконец-то партия приняла боевой характер — чего в этой ситуации мог достичь ChessGenius и для чего он жертвовал пешку, понять было довольно тяжело:

30 K c6!
(коварная
жертва
и вилка)
g5!
(достойный
ответ)
31 K e5 gh
32 Л c4 K b3

Стало наконец ясно, что в результате этой комбинации ChessGenius испортил пешечную структуру черным на королевском фланге и отыгрывал пешку, но у черных оставалась грозная пешка на a3.

33 Л g4 + Кр f8
34 Л e1 f6
35 K f3 K c5
36 Л:h4 Л d3
37 Л:h6 Кр g7
38 Л h4 Л:a3 ?

Очень сомнительный, на мой взгляд, в этой ситуации ход. Как PocketFritz собирался защищаться от связки коня и держать свою пешку в центре было не понятно? Может, он видел способ провести свою теперь уже проходную пешку? ChessGenius сразу связал коня:

39 Л c4 e5
40 Л c1 Л d3
41 Л:c5 Л:c5
42 Л:c5 a3
43 Л a5 Л d1 +
44 Кр h2 Л d3

В этой позиции белые имеют фигуру за проходную пешку, провести которую черным так и не удастся. Свое преимущество ChessGenius довел до победного конца не предоставляя сопернику никаких шансов даже на повторение ходов:

45 Л a4 Л b3
46 Л a7 + Кр g6
47 Л a6 Кр g7
48 h4 Л b2
49 Л:a3 Л:f2
50 Кр g3 Л e2
51 Л a7 + Кр g6
52 Л a6 КР g7
53 h5 Л e3
54 Кр f2 Л b3
55 h6 + Кр f7
56 h7 Л b8
57 К h4 f5
58 К:f5 Л h8
59 Л h6 Л:h7
60 Л:h7 + Кр g6
61 Л h6 + Кр:f5

Когда ChessGenius превратил свое преимущество в ладью, продолжать партию стало бессмысленно — было ясно, что PocketFritz проиграл. Итак после первой игры результат матча 1:0 в пользу ChessGenius.

Партия 1 2 3 4 5 6

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
© 2001 Зоопарк ручных компьютеров
Rambler'sRambler's Top100